Все виды канатов изготовляются из огромного числа отдельных проволок. Благодаря этому стальной трос обладает небольшой изгибной жесткостью и повышенной прочностью. Именно эти качества, которыми отличается стальной трос, и обуславливают их широкое применение при проведении погрузочно-разгрузочных работ с помощью кранов.
Конструкции канатов нормируются целым рядом ГОСТов, например:
В соответствии с требованиями ГОСТ 3241-80 выделяют следующие конструкции стальных канатов:
Выбирая тросы, следует иметь в виду, что изделия с одним слоем прядей имеют большее стремление к кручению, нежели стальные тросы двойной свивки, имеющие противоположное направление свивки отдельных прядей по концентрическим слоям.
В зависимости от типа свивки прядей выделяют следующие виды канатов:
Для работы на барабанах и блоках с полукруглыми канавками лучше выбрать стальные тросы с линейным касанием. Это связано с тем, что их срок эксплуатации почти в два раза больше, чем у канатов марки ТКЛ.
В зависимости от используемого материала сердечника выделяют:
По способу свивки выделяют следующие виды канатов:
При изготовлении нераскручивающихся канатов проволоки подвергают предварительному изгибу. Благодаря этому данный вид обладает большей долговечностью, меньшим стремлением к образованию петель и узлов, а также кручению.
В зависимости от направления свивки выделяют канаты левой (Л) и правой (П) свивки.
Существуют различные варианты свивки элементов и самого каната в изделиях тройной и двойной свивки. В соответствии с этим выделяют стальные канаты:
Изделия с крестовой свивкой рекомендуются для работы канатов на блоках с клиновидными канавками или с подрезом, плоских ободах, а также для подъемных кранов. В тех случаях, когда исключается вероятность кручения каната, то лучше использовать канаты с односторонней свивкой.
Стальные канаты различаются и по степени крутимости:
В зависимости от физико-механических особенностей проволоки выделяют следующие виды канатов:
Также в зависимости от особенностей покрытия поверхности проволоки канаты классифицируются на следующие виды:
Канаты предназначенные для грузолюдского назначения имеют маркировку ГЛ, а грузового назначения – Г.
По точности изготовления выделяют канаты повышенной Т и нормальной Н точности.
Номинальный диаметр, мм | Поверхностная плотность цинка, г/м2, не менее, для проволоки групп | ||
С | Ж | ОЖ | |
0,20 до 0,24 | 15 | 20 | 30 |
>0,24 до 0,32 | 20 | 25 | 45 |
>0,32 до 0,38 | 20 | 25 | 60 |
>0,38 до 0,45 | 30 | 40 | 75 |
>0,45 до 0,55 | 35 | 40 | 90 |
>0,55 до 0,65 | 40 | 50 | 110 |
>0,65 до 0,75 | 40 | 60 | 120 |
>0,75 до 0,95 | 50 | 70 | 130 |
>0,95 до 1,15 | 60 | 80 | 150 |
>1,15 до 1,40 | 60 | 90 | 165 |
>1,40 до 1,80 | 70 | 100 | 180 |
>1,80 до 2,40 | 80 | 110 | 205 |
>2,40 до 3,00 | 90 | 125 | 230 |
>3,00 до 3,80 | 100 | 135 | 230 |
>3,80 до 4,40 | 110 | 150 | 245 |
>4,40 до 5,10 | 110 | 165 | 245 |
При монтаже канатов основным требованием является их предохранение от раскручивания. Для этого необходимо следующее:
Во время монтажа следует избегать перегибов каната, особенно знакопеременных.
«Номинальный диаметр» определяет расчетный диаметр каната. Для того же чтобы измерить фактический диаметр необходимо воспользоваться штангенциркулем, длина губок которого должна быть свыше ¾ диаметра измеряемого каната.
Замеры следует выполнять в двух поперечных сечениях, находящихся друг от друга на расстоянии не менее одного метра. В каждой из этих точек замер выполняют в двух перпендикулярных друг к другу плоскостях. После получения всех четырех результатов вычисляют их среднеарифметическое. Для нового каната полученная цифра должна располагаться внутри поля допусков «номинального» диаметра.
Бухту следует поставить на землю и начать разматывать канат строго по прямой линии, стараясь при этом не допустить загрязнения его поверхности влагой, металлической крошкой, грунтом или какими-либо другими вредными веществами.
Также бухту можно установить и на поворотный разматыватель. После этого вращают бухту, потянув за наружный конец каната.
Нельзя разматывать канаты с неподвижных бухт, так как это приводит к образованию петель и перекручиванию канатов, а это в свою очередь значительно понижает их работоспособность.
Рисунок 1.
Никогда не разматывайте канат с неподвижной бухты, так как это может привести к перекручиванию каната и образованию петель, что значительно снизит работоспособность каната (рис. 2).
Рисунок 2.
Неправильно.
Обратите внимание на образование петель.
Вал следует пропустить сквозь осевое отверстие в барабане и поставить его на опору, позволяющую не только вращать, но и подтормаживать его вращение, что позволит избежать набегания каната.
При многослойной навивке барабан необходимо помещать на устройство, обеспечивающее во время перемотки каната с транспортного барабана на барабан подъемного механизма возможность его возвратного натяжения. Это дает возможность убедиться в плотности прилегания нижних витков к поверхности барабана.
В случае применения барабана с винтовой нарезкой угол девиации не должен быть более 2,50, а для гладкого барабана – 1,50. Это обеспечивает минимальный боковой износ стального каната.
Рисунок 3.
— угол девиации не должен превышать 1,5° в случае применения гладкого барабана и 2,5° при использовании барабана с винтовой нарезкой, для того, чтобы обеспечить минимальный боковой износ каната при трении о соседний виток в случае гладкого барабана, и о боковую поверхность нарезанной канавки в случае использования барабана с винтовой нарезкой.